Бесогонки, змеевики, складни, киотные кресты — как выглядят и что значат?
Продолжаю публиковать статьи о том, что еще интересного помимо монет можно встретить на копе. И вновь речь пойдет о предметах веры, которые наши предки носили и соответсвенно теряли повсеместно.
С развитием государства и искусства местных ювелиров, а так же огромного влияния Византии, население Киевской Руси (Московии, территорий других государств, где проживали люди православной веры) носило кроме нательных крестиков, еще такие символы и атрибуты веры, как нательные складни, амулеты – змеевики, иконки с изображением Никиты – бесогона (бесогонки) и киотные кресты, о них сегодня и пойдет речь.
Иконки с изображением Никиты – бесогона (бесогонки)
Вот легенда, согласно которой данный Никита почитаем на Руси (России) и его образ стали рисовать на нательных иконках.
«Правитель – язычник заточил в темницу своего сына Никиту за то, что он принял христианскую веру. К Никите – христианину явился бес в облике ангела и стал ему предлагать освобождение за отказ от веры во Христа, Никита усомнился, что перед ним ангел, помолился Богу, после чего с небес сошел архангел Михаил, который приказал подвергнуть беса испытанию, Никита снял с себя кандалы и побил ими искусителя, который тот час же признался в своей сущности. После этого Никита показал беса отцу и рассказал кто над ним действительно властвует, после чего христианин был подвергнут мучениям и вскоре сожжен на костре, но огонь не опалил тело мученика и вскоре он был погребен».
Естественно молва о таком отношении к вере во Христа быстро распространилась среди простых людей и мастера – иконописцы начали изображать лик Никиты на нательных иконках. Сами атрибуты христианской веры получили название «иконки – бесогоны».
Иконки – бесогоны носили в основном простые христиане, проживающие в сельской местности, в таких поселениях иконки с Никитой – бесогоном пользовались большей популярностью, чем изображения со св. Георгием – Победоносцем.
В житии его сказано, что Никита помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола.
В царствование Петра 1 Синод запретил вспоминать Никиту – великомученика, а также изображать лик святого на иконах и крестах.
Нательные складни
Нательный складень – атрибут христианской веры, который состоял из нескольких иконок, складывающихся между собой. Данный атрибут христианства появился на Руси вместе с нательными крестами, панагиями (Х век).
Все воины носили на груди нательный складень, который служил в походе иконостасом: «служивый человек» снимал с себя складень, раскладывал его, ставил на возвышенность и молился.
Изготавливались нательные складни, как и кресты: из дерева, меди, серебра, золота.
Когда складень находился на человеке, была видна только средняя часть атрибута (средник), а остальные части заходили за него. Изготавливались нательные складни в зависимости от материального положения человека: двух- трех — и четырехстворчатые (большие праздничные створы)
Основные сюжеты двустворчатых складней
- Николай – Чудотворец;
- Троица Ветхозаветная;
- Богоматерь.
Основные сюжеты трехстворчатых складней
- Святитель Николай – Чудотворец;
- Ангел – хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие;
- Распятие Христово, Знамение, Богоматерь;
- Спас нерукотворный, святой Сергий Радонежский.
Основные сюжеты четырехстворчатых складней
- Изображения Двунадесятых праздников;
- Изображения Богоматери с разными святыми.
Мастера – литейщики могли изготавливать нательные складни, привнося в их конструкцию свои оригинальные элементы, которые подчеркивали достоинства христианского атрибута.
Амулеты – змеевики
Двусторонний медальон, как правило, круглой формы, с изображением на одной стороне христианских святых (Богоматери и других), а на другой стороне – языческий мотив (голова или полуфигура, обрамленная змеями). От изображенного языческого мотива и пошло название амулета «змеевик». Известно что эти амулеты уходят корнями далеко в языческое прошлое, однако с принятием христианства, они не исчезли, а просто вместо языческого Божества, на одной из сторон медальона стали изображать христианских святых.
Официальная церковь относилась к «змеевикам» нейтрально, да так, что например один амулет был вставлен в иконостас Троицкого собора Троицо – Сергиевой лавры. Официальный отказ от этого символа произошел только в 17-18 веках. На многих из амулетов, помимо изображения, писались слова всевозможных охранных заклинаний, но доподлинно неизвестно какой смысл был в этих самых амулетах, есть версия, что они служили оберегами от болезней и черной магии, другая версия защищали от укусов змей.
Ученые полагают, что амулеты – змеевики, также как и другая христианская атрибутика, были привнесены в территорию Киевской Руси из Византии. Считается, что данные амулеты носили все слои населения – от князей до простолюдинов. Разница заключалась в материале, из которого делались амулеты: знать делала из благородных материалов у местных «левшей», а простолюдины довольствовались «змеевиками» из недорогих материалов (камня, дерева, меди), которые изготавливали ремесленники.
Киотные кресты
Киотный крест – христианский атрибут увеличенного размера, нестандартной формы, который не имеет «ушка» для шейного шнурка. Как правило, он устанавливался в иконостасах, специальных подставках, прибивался над дверями в помещениях, а так же брался в странствия для устройства временных алтарей. Киотные кресты могут изготавливаться любой формы с «вкраплениями» различных библейских сюжетов. Но в центре композиции киотского креста всегда находился восьмиконечный крест с распятием Иисуса Христа.
В основном киотные кресты изготавливались в Поморье и гуслицкими мастерами (они припаивали к основному кресту небольшие иконки с различными библейскими сюжетами, превращая киотный крест в произведение искусства).
Данные кресты изготавливались из материала, который мог себе позволить заказчик/покупатель этого христианского атрибута.
На этом все, у кого будут какие-либо дополнения, пишите ниже в комментариях, охотно буду дополнять данную статью.