Клеймо на замках Варыпаева
Мастер Федор Варыпаев и его изделия
Окунувшись в историю 19 века, когда Российская империя находилась на пике своего могущества, вполне можно прийти к выводу, что многие из ее тогдашних жителей были вполне себе успешными людьми. Речь идет, в первую очередь, безусловно, о мануфактурщиках того времени. Именно благодаря частному предпринимательству экономика страны разрасталась как на дрожжах, по сути, именно фабриканты, текстильщики, слесаря – становились важной опорой для самодержавной России.
Стоит сказать, что промышленность как таковая, била ключом именно в центральной части страны, в основном здесь было сосредоточено все и вся, что относится к подобной индустрии. Здесь же зарождались и процветали зажиточные села, города. Посредством данных событий в губерниях появлялось все больше знати и попросту интеллигентных людей.
Одной из самых именитых губерний на тот момент являлась – Нижегородская, здесь бурлила по-настоящему кустарно-промышленная жизнь. Ремеслом занимался и стар и млад, селяне и горожане, как на дому, так и в больших фабричных цехах. Столяры, пекари, портные, кузнецы, да много еще кто – все обеспечивали свое состояние сполна, потому что много и упорно работали. Некоторые же из сел на этой «волне» и вовсе становились прославленными, причем не, только в Российской империи, но и за ее пределами. Так, например, нынешний небольшой город Павлово, что расположен на юго-западном направлении от Нижнего Новгорода и с которым рядом простирается река Волга – имел во времена Царской России статус села, однако при этом о нем был наслышан почти каждый подданный Империи. А известность обуславливалась одним простым фактом – здесь, в условиях кустарного производства, изготавливались висячие замки, причем наивысшего качества. В Российской империи они пользовались небывалым успехом и только лишь с началом революции, когда фактически не стало государства, Павловские железные замки канули в небытие.
Вернемся, однако, к тому моменту, когда село Павлово было процветающей местностью в плане металлообработки – среди множества ремесленников этой самой слободы, в том числе и знатных, следует выделить одного человека, зовут же его – Федор Варыпаев. Об истории крестьянского магната, если так можно выразиться, достоверно известно не то чтобы много, в то же время его биография пестрит интереснейшими фактами.
Коренной павловчанин, Федор Михайлович Варыпаев, был обычным крестьянским ребенком, глубоко верующим, а его отец день и ночь трудился над производством железных замков. Варыпаев старший привнес это дело в свою жизнь еще в 1813 году, по сути, запустив в этот самый период процесс производства. Когда Федору исполнилось 14 лет, его отец скоропостижно скончался и все бразды правления промышленным производством легли на плечи тогдашнего паренька. Однако это лишь раззадорило Варыпаева младшего, он не просто основательно взялся за изготовление замков, а решился на еще более отчаянный шаг – изготавливать и другую продукцию, связанную с металлообработкой. На пути к этому, будущий успешный мануфактурщик, изначально выучился на мастера ножовщика, а затем уже освоил и другие специальности, связанные с производством металла.
Целеустремленность позволила Федору Варыпаеву добиться больших успехов, и вскоре, на его пока еще небольшом предприятии в с. Павлово начинают производиться уже не только замки, но и другая сталелитейная и медная продукции – ножницы, хирургические инструменты, холодное оружие. Расширение ассортимента товара сыграло свою главную роль – к Варыпаеву начинают обращаться крупные торговцы, с ним заключают сделки высшие чины, вдобавок появляются значительные связи в Москве и Санкт-Петербурге. Позже с ним заключит договор само адмиралтейство Царской России. Его доход начинает расти с небывалым успехом, при этом вырученные от продажи ремесла деньги он тратит исключительно на благо своего же главного дела в жизни, связанного с металлообработкой – повышает зарплаты сотрудникам, закупает новые станки, точильные колеса. А еще, тратит свои собственные сбережения на становление церквей (вдобавок ко всему, он был еще и церковным старостой) и на нищих в Российской Империи. В его команде работают только лучшие мастера, при этом он сам иногда не прочь встать за станок. Зная все азы и тонкости металлообработки, он с лихвой учит начинающих работников. Однажды сам Великий Князь прикупил несколько изделий Федора Варыпаева, они же ему настолько пришлись по нраву, что он лично отправился на фабрику павловского мануфактурщика. С этого момента павловские замки – медные и стальные, обычные и с секретом – становятся по-настоящему популярными и пользуются небывалым спросом.
Свою продукцию, в виде все тех же замков, Федор Варыпаев впервые представил в 1843 году в Москве на выставке мануфактурных изделий, тогда его продукцию по-настоящему высоко оценили и он уподобился «Публичной похвалы за замки обыкновенные и медные литые». Позже в его жизни были и другие награды, причем не одна, а с десяток, в том числе врученные ему на международной арене. Его изделиями восхищались сполна. Сам же Ф.М.Варыпаев умер в 1900 году, передав все свои дела по наследству детям и внукам.
Среди ремесленных работ, значимыми по праву являлись, именно замки – стальные или меднолитейные, а не основную массу составляли другие металлические инструменты – щипцы, ножницы, стамески и прочее. Вот, например, представленные на фото щипцы для сахара, с клеймом «Варыпаевъ»
А это уже другие щипцы для сахара, но выполненные по тем, же искусным технологиям, причем герб на обоих, исключительно 1-го сорта.
Следующий ассортимент напрямую связан с коллекцией ножей от Федора Варыпаева.
Ну и, конечно же, главный ассортимент изделий, имеется в виду – замки. На некоторых из них, например, вместо герба красовалась корона, вот как на этой фотографии.
А отчеканенный на замке образ лица с бородой и волосами воочию означал, что замок являет собой наивысшее качество.
Ну и еще некоторые из моделей замков Федора Варыпаева, с различной вариацией, имеется в виду клеймом. В сущности, каждый уникален по-своему.
Но стоит отметить что, Варыпаев не был монополистом в данной отрасли, по мимо него практически параллельно создавали свои изделия и другие мастера, их замки можно увидеть ниже на фото.